Если у вашего стартапа есть что продавать, вы уже втиснулись в свою нишу, получили какие-никакие заказы, наняли бухгалтера и готовы честно трудиться – закатывайте рукава и начинайте готовить маркетинговую стратегию (МС).
Без этого документа энтузиазм от предпринимательства быстро потухнет, а вы останетесь мальком в океане акул.
Тут вы начинаете защищаться: «Реклама, реклама, я трачу на рекламу больше, чем на сотрудников!» А кто гарантировал вам, что вы тратитесь не зря? В бизнес-школах учат, не трать не копейки без плана. До первой рекламной кампании на столе должна лежать маркетинговая стратегия. Иначе деньги в трубу.
Основа МС – уникальная бизнес-идея или торговое предложение (УТП)
То, что сразу выделит вас на фоне конкурентов. Если вы сами не знаете, чем козырять перед потенциальными клиентами, пригласите маркетинг-специалиста. Его задача – оценить рынок, собрать команду мечты и разработать жизнеспособную маркетинговую кампанию.
Какие шансы у вашего стартапа?
70-90% стартап-компаний не отпразднуют второй день рождения. Это еще одно доказательство того, что грамотная МС – не только необходимость, но и защита против полного краха.
Эрик Моуэр, известный маркетолог и рекламист, призывает компании, только вышедшие на рынок, сразу же создавать условия выживания, а уже после – запускать рекламу и PR.
Жизнеспособность компании определяют 4 главные характеристики
Выживание.
В начале деятельности стартап подстерегают высокие риски: неспособность выполнить условия договора, слишком большое число малобюджетных проектов, которые срывают сроки и не приносят ожидаемой прибыли. Также опасна ситуация, когда стартап трудится на 1-2 крупные компании, а его продажи спят. Решат эти заказчики уйти – стартап нешуточно пошатнется.
Ликвидность.
Компания должна работать бесперебойно и иметь возможность оплачивать все счета вовремя: кредит, если таковой имеется, заработная плата сотрудникам, аренда помещения и коммунальные платежи.
Прибыль.
Это подтверждение верного курса, правильной стратегии и успешной работы компании. Прибыль может реинвестироваться в персонал (премии, повышение окладов), выплаты акционерам, поверившим и вложившимся в ваш стартап, в совершенствование рабочей зоны (ремонт, оргтехника, переезд в другой офис).
Рост.
Это более выгодные заказы, «жирные» клиенты, добавочная стоимость на товары и услуги, повышение репутации на рынке, возможность нанимать лучших специалистов. А еще это снижение расходов на существующих клиентов – настоящая магия, которой стартаперу еще стоит научиться.
В среднем период стартапа для компании длится 2 года. За это время он либо переживает начальный этап и утверждается на рынке, либо терпит крах, либо продолжает вялотекущую работу без особых успехов.
Естественно, не существует универсальной маркетинговой стратегии. Но есть общий план, которого стоит придерживаться:
- Анализ рынка и конкурентов
- Отладка технологической цепочки (процесса работы)
- Отладка системы продаж
- Создание красной папки (что делать при форс-мажорах)
- Построение долгосрочных отношений с клиентами
- Организация продвижения (реклама, PR)
Каждый элемент обязателен и взаимосвязан.
Грамотная маркетинговая стратегия – уже полдела в стартапе.