Всего 60 лет назад это была полуфеодальная отсталая страна, ощутимо подбитая Второй Мировой.
Невыгодное географическое положение, полное отсутствие полезных ископаемых – этой стране суждено было умереть. Прошло 60 лет, и государство вошло в тройку мировых лидеров по ВВП. Теперь это страна, с которой считаются, боятся, прислушиваются. Это Япония, и ей палец в рот не клади.
В том время, как японцы диктуют условия миру, эффективность нашего бизнеса равна от силы 10%. Это значит, что за день 1 сотрудник приносит реальную пользу предприятию всего 1 час. Остальное время он занимается никому не нужной работой. И не потому, что он ленивый – так его вынуждает работать внутренняя система. У него отсутствует ценность, мотивация, стандарты работы и конкретные цели – в общем, всё то, без чего среднестатистический японец жизни не представляет. Потому что у последнего есть особая система совершенствования всего и вся – кайдзен.
Кайдзен – что это?
Кайдзен – японская концепция совершенствования, повышающая продуктивность на 50-500% практически с нулевыми затратами. И мы можем долго рассказывать о ней в сухих терминах, но лучше прочитайте анекдот. Он объясняет кайдзен гораздо лучше экономических пособий.
«Чтобы выжить, мне достаточно обогнать тебя всего на 1 шаг»
Как-то приехали два бизнесмена из США и Японии на сафари в Африку. Гуляли, фотографировали и незаметно далеко отошли от автомобиля. Когда пришла пора возвращаться, вдалеке они увидели льва. Японец невозмутимо достал кроссовки и стал их обувать. Испуганный американец закричал: «Что ты делаешь?!». Японец спокойно отвечает: «Разве не видишь? Обуваю кроссовки». Американец, недоумевая: «Но разве не нужно бежать? Ведь машина далеко!» На это японец отвечает: «Чтобы выжить, мне достаточно обогнать тебя всего на 1 шаг».
5 принципов кайдзен
Перед тем как перейти к голой теории, предупреждаем: кайдзен без страсти невозможен. Если у вас есть горячее желание работать, совершенствоваться и совершенствовать каждого сотрудника фирмы, если вы готовы прислушиваться даже к мнению уборщицы – тогда добро пожаловать в мир японского менеджмента!
Главный принцип кайдзен состоит в непрерывном совершенствовании продукта. Инновации также приветствуются, но ежедневные улучшения – важнее.
(1) Главный человек в компании – это не директор, не менеджер и не бухгалтер. Главный – это клиент. Именно его потребности и нужно удовлетворять.
(2) Изменения, изменения, изменения! Главная ошибка успешных компаний – в том, что, добравшись до вершины, они застывают на одном месте. Мол, и так хорошо. А этим как раз и пользуются хитрые конкуренты. Им, как в анекдоте, нужно обогнать вас всего на шаг.
(3) Открыто боремся с проблемой.
Как обычно решают проблему? Если на полу образовалась лужа масла, её вытерли и забыли.
Как решают проблему японцы? Задают 5 раз вопрос: «Почему?».
[1] Почему: На полу лужа масла ; Что делать: Вытереть масло.
[2] Почему: Потому что где-то масло протекает; Что делать: Найти утечку и устранить.
[3] Почему: Потому что сальник износился; Что делать: Нужно заменить сальник.
[4] Почему: Потому что отдел закупок снабдил нас некачественными сальниками; Что делать: Провести работу с отделом закупок.
[5] Почему: Потому что сальники были дешевыми; Что делать: Изменить политику снабжения.
(4) Важно мнение каждого в команде.
Каждое незначительное улучшение по отдельности даёт в сумме ошеломительную экономию.
Пример. Одна японская компания на перерыве ставила большие заварочные чайники на все столы в столовой для сотрудников. Официантки заметили, что за разными столами выпивают различное количество чая, причем разница очень существенна. Они проследили, что сотрудники собираются каждый день за определенными столами. Проанализировав ситуацию, они составили план, сколько конкретно нужно чая для каждого стола и предоставили информацию начальству. Данные были приняты на рассмотрение, благодаря чему руководство компании снизило затраты на заварку в 2 раза – а с учётом большого количества сотрудников это была значительная сумма.
(5) Работа на качественный результат.
Японец не понимает работы на авось, или «и так сойдёт». Он шлифует работу до совершенства, кем бы он ни был: руководителем миллионной компании или дворником. Потому что ему дали правильную мотивацию и удачно сочетали со строгой дисциплиной. Правило №1 топ-менеджера, чтущего кайдзен, – не штрафовать за проблему, а сделать так, чтобы проблемы не было.
Что в итоге?
Грамотное внедрение японской концепции позволит уменьшить численность штата на 10-50% и увеличить продуктивность на 50-500%. Почему бы не попробовать?